+375 17 2 346 546, 241-67-20 (факс) (033)383-74-71 info@eventmedia.by
по материалам normativ.by
Темой мероприятия, организованного УП «Ивент-Медиа» совместно с Минстройархитектуры, стали «Новые правила проектной деятельности в Республике Беларусь». Участники дискуссии отметили, что последние изменения в нормативной базе направлены на совершенствование правового поля в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Закон РБ № 334-3, в частности, скорректировал Закон № 2403-XII «О пожарной безопасности» и Закон № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь».

Не стоим на месте

Необходимость вносить новации в нормативную базу диктуется самой практической деятельностью участников рынка. К примеру, в последнее время достаточно много изменений правового характера произошло в структуре приемки объектов в эксплуатацию. Связаны они в первую очередь с пожарным надзором.

В понятийном аппарате также важные нововведения: в частности, физическое лицо больше не является субъектом проектной, подрядной деятельности. В процедурах подрядных торгов, госзакупок появились новые положения, направленные, прежде всего, на противодействие коррупционным проявлениям.

— Многие новшества, заложенные в законе РБ № 334-3, по сравнению с законом № 300-3, приняты для гармонизации существующего законодательства со всем хорошо известным Указом Президента Республики Беларусь от 14 января 2014 года № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности», — отметила эксперт, юрист практики строительства и недвижимости одной из частных компаний Ольга ЕВМЕНЧИКОВА.

Сфера действия сузилась

Юрист пояснила: отныне действие закона № 300-3 не распространяется на строительство военных объектов; переустройство и перепланировку квартир в многоквартирных жилых домах; переустройство, перепланировку и реконструкцию блокированных и одноквартирных жилых домов, в том числе жилых и (или) нежилых помещений в их составе; переустройство, перепланировку и реконструкцию нежилых капитальных построек на придомовой территории.

Включить в штат

Более широкое применение аттестации в проектных и подрядных работах логически потребовало пересмотра того, кто же может соответствовать понятиям «инженер», «подрядчик», «проектировщик».

— Исключение физических лиц из числа субъектов проектных, подрядных работ — проблема, решить которую можно, только включив физлицо в штат организации или предприятия, — разъяснила Ольга Евменчикова. Стоит напомнить: до принятия нынешних нормативных изменений задействование таких лиц допускалось в виде заключения, например, договоров субподряда.

Что нужно для сноса объекта?

Согласно п. 1 ст. 51 нового закона, предпроектная документация должна включать в себя обоснование инвестиций, задание на проектирование и иные документы, запрашиваемые Минстройархитектуры. Такой вид документации должен быть утвержден заказчиком и подлежит государственной экологической экспертизе.

Важная новация и по части проектной документации: ее разработка требуется теперь и для сноса объекта.

Стадийность проектирования

В новой нормативной базе четко и отдельно определяются как архитектурный, так и строительный проекты. При одностадийном проектировании разрабатывается строительный проект, а при двухстадийном — и строительный, и архитектурный.

Для проведения государственной экспертизы сейчас достаточно двух составляющих: экологической экспертизы и экспертизы энергетической эффективности. Исключена экспертиза условий труда.

За кем авторский надзор?

— По авторскому надзору возможны варианты, — отметила Ольга Евменчикова. — Общее правило, при котором разработчик проектной документации осуществляет такой надзор, сохраняется. Однако, в случае невозможности осуществления разработчиком проектной документации, — надзор вправе доверить иному лицу, согласно ст. 38 закона № 334-3.

Статья 59-1 закона в новой редакции устанавливает возможность для Президента Беларуси определять наличие/отсутствие необходимости соблюдения порядка приема объектов в эксплуатацию. Касается эта норма тех объектов, при возведении которых на территории Беларуси используется зарубежная проектная документация. В частности, подобный опыт сейчас как раз применяется в строительстве Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень».

Но и на уровне приемки объектов менее значимых — свои новшества. Так, когда принимаются в эксплуатацию одноквартирные жилые дома индивидуальных застройщиков, квартиры в блокированных жилых домах и нежилые капитальные постройки на придомовой территории, нежилые капитальные строения, в том числе дачи, гаражи — в составы приемочных комиссий не нужно включать представителей госорганов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Об участии в закупках

По части процедуры закупок статьей 57 обновленного закона четко регламентировано, какие субъекты хозяйствования не могут быть участниками. Среди них — юридические лица или ИП, находящиеся в процессе ликвидации или банкротства; лица, включенные в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок при строительстве; лица, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам при строительстве; лица, включенные в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

— Введение статьи 57 не усложнит саму процедуру закупок, — прокомментировал специально для «Республиканской строительной газеты» заместитель директора РУП «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь» Михаил КОВАЛЕВ. — А вот коррупционную составляющую поможет убрать. Ведь раньше некоторые акционерные общества создавали унитарные предприятия, зависимые структуры, через которые проводили процедуры, закупки. Получалось — одни и те же общества постоянно оказывались в выигрыше. Сейчас такой момент просто уйдет, что станет, несомненно, положительным фактором для устранения коррупционных проявлений.

По мнению собеседника, предприятиям стоит, для большей эффективности, успешности участия в закупках, тендерах, торгах — уделить больше внимание такому аспекту, как образовательный уровень ответственных лиц.

— Немало фиксируется нарушений, которые происходят не по злому умыслу, а из-за незнания тех или норм, положений участниками процедур, — считает Михаил Ковалев. — Более тщательно стоит подходить и к формированию составов конкурсных комиссий. Например, не всегда включают в них юристов. Есть, увы, и арифметические ошибки в балльной оценке, другие упущения. Очевидно, что кто-то должен взяться за организацию обучающих семинаров для ответственных специалистов, участвующих в подобных процедурах.

Михаил Ковалев считает, что новая редакция Закона РБ «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» будет эффективно работать, в том числе — и на предотвращение коррупционных проявлений.